Как развивать творческий потенциал ребенка в семье?
Как развивать творческий потенциал ребенка в семье?
Некоторые ответы на данный вопрос можно найти в книге Ю.Г. Тамберга «Развитие творческого мышления ребенка».
В книге подчеркивается: каждый адекватный родитель хотел бы, чтобы его ребенок вырос творческой личностью: с неограниченным потоком воображения, свободным полетом фантазии и ассоциаций, с хорошей интуицией – все эти качества являются необходимыми и условиями, и следствиями творчества, которые позже реализуются открытиях и изобретениях. Что должны делать родители, чтобы их ребенок рос творческой личностью? Как они могут стимулировать развитие творческого потенциала у ребенка? Как развивать творческое мышление? творческое воображение? творческую мотивацию? любознательность и познавательную активность – как источники творческого «Я»?
Известный психолог В. Н. Дружинин основными условиями развития творческого мышления называет:
- Отсутствие установленного, стандартизированного образца поведения.
- Наличие положительного образца оригинального созидательного (креативного) поведения.
- Общение ребенка с творческими взрослыми, когда повышается вероятность формирования ребенка как изобретательной, склонной к прогнозированию ситуации, личности.
- Создания оптимальных условий для активной творческой деятельности.
- Подкрепление выбранного поведения со стороны социума.
В книге Ю.Г. Тамберга «Развитие творческого мышления ребенка» предоставлены методики и задачи для развития мышления у детей, в том числе, в условиях семьи.
Публикуем ряд упражнений из книги Ю.Г. Тамберга по развитию ассоциативного мышления у ребенка. Ассоциативное мышление – основа для развития творческих способностей.
Упражнение 1: Назовите ребенку какое-нибудь животное или существо; попросите ребенка его описать по памяти; помогите вопросами (какого размера, цвета, формы это существо, как двигается, что ест, на кого похоже, с кем могло бы «дружить», почему, т.д.). Потом попросите ребенка самому вспомнить какое-то существо и так же описать его, но уже самостоятельно.
Упражнение 2: Предложите ребенку перевоплотиться в какой-либо предмет, объект, существо (Я – котик; Я – гитара; Я – паровозик...); показать его.
Упражнение 3: «Составить цепочку ассоциаций». Цепочка начинается с какого-то слова, символа, образа; этот образ записывается (или рисуется); от него – придумывается образ, свободно возникающий по ассоциации. Например: 1) образ «корабль» - от него цепочка: море – белый парус – яхта – шторм... 2) у другого человека - другая цепочка: образ «корабль» - алые паруса – Ассоль – счастье... И т.д.
Упражнение 4: «Установить связь между образами». Дается два образа, например: «мороз» и «троллейбус»; требуется найти цепочку слов-образов, где начало – первое слово (мороз), а конец – второе слово (троллейбус).
Текст опубликован по книге Ю.Г. Тамберга «Развитие
творческого мышления ребенка», что представлена
на сайте электронной библиотеки https://www.koob.ru
в свободном доступе по адресу: https://www.klex.ru/oa0
Прочитано раз: 289